Обязательна ли сертификация услуг?

30-08-2023, 12:06
Фото Яндекс.Картинки
Обязательна ли сертификация услуг?

Понятие сертификация услуг означает проведение оценки качества предоставляемого сервиса, его соответствия требованиям профильного стандарта. Процедура организуется по инициативе предпринимателей с целью укрепления имиджа компании и повышения ее конкурентоспособности на рынке.

До 2004 года для отдельных видов сервиса устанавливалось требование об обязательном оформлении сертификата. Однако теперь сертификационные процедуры для услуг проводятся только добровольно.

В каких случаях сертификация услуг все-таки обязательна?

Для отдельных видов деятельности действует требование об обязательном лицензировании. Например, это правило распространяется:

  • на услуги связи;
  • медицинскую деятельность;
  • страхование;
  • частный сыск;
  • обучение;
  • работу с опасными отходами и т.д.

Для гостиниц предусмотрена обязательная классификация. Предполагается выезд экспертной группы на место работы, по итогам оценочных мероприятий объекту размещения присваивается определенная звездность.

Есть процедуры - поддержка государства, субсидии и прочие, где сертификат входит в список необходимых документов и автоматом начинает носить обязательный характер, если заявитель заинтересован в этих мероприятиях. Например, чтоб стать членом СРО в сфере строительства, проектирования, изысканий, нужно получить на систему менеджмента качества предприятия сертификат ИСО 9001.

Еще сертификация требуется, если предприятие оформляет на свой товар разрешительную документацию, используя при этом следующие схемы:

  • при декларировании – 6д;
  • при сертификации – 2с, 6с, 8с.

Например, декларирование по схеме 6д проводится для продуктов питания массового производства. Чтобы использовать данную схему, предприятию необходимо предоставить сертификат ХАССП (ИСО 22000). Документ подтверждает, что в компании внедрена система менеджмента, которая базируется на принципах ХАССП. Это выявление и анализ рисков, установка контролируемых технологических операций, определение нормативных показателей для них и корректирующих действий, строгое соблюдение положений санитарии и гигиены и т.д.

Сертификация по схемам 2с, 6с, 8с реализуется только предприятиями, у которых имеется сертификат СМК ИСО 9001.

Детали оценочных мероприятий узнавайте на сайте центра https://rimtest.ru/, где про сертификат на услуги подробно расскажут эксперты.

Зачем проводят добровольную сертификацию?

Предприниматель проводит оценку соответствия услуг, чтобы получить конкурентные преимущества:

  • построение позитивной репутации бренда на рынке;
  • возможность применять знак качества в рекламе, офертах, деловой документации;
  • демонстрация конкурентных преимуществ компании;
  • привлечение инвесторов в бизнес;
  • увеличение шансов на участие в конкурсах и закупках;
  • привлечение новых клиентов, в том числе корпоративных;
  • увеличение получаемого дохода и чистой прибыли компании.

Оценка соответствия сервиса позволяет предприятию отнести себя к определенной категории: например, «премиум», «бизнес», «люкс» и т.д. Это актуально для гостиниц, заведений общепита, салонов красоты и т.д.

Нюансы сертификации услуг

Добровольная оценка услуг проводится в соответствии с положениями 184-ФЗ от 27.12.2002. Предприятие вправе инициировать процедуру в рамках систем добровольной сертификации (СДС). Предполагается, что проверяется соответствия одно или нескольких видов сервиса, выбранных заявителем. В качестве эталона используется профильный ГОСТ или собственный стандарт компании – технические условия (ТУ).

Также предприятия вправе сертифицировать разработанную систему менеджмента по международным стандартам или их отечественным аналогам (ИСО 9001, 14001, 22000 и прочим). При этом подтверждается соответствие не конкретного сервиса, а всей модели управления.

Сертификат оформляется на срок 1-3 года. Документ выдает аккредитованный орган после проведения процедуры проверки. Последняя включает изучение документации и инспекцию предприятия, оценку квалификации персонала, оснащения фирмы и пр.

Вывод: Несмотря на добровольность процедуры, в ходе ведения бизнеса к ней часто приходится прибегать разным компаниям. Без сертификата не допускают к тендеру, не выдают субсидию или не подписывают контракт. Независимая сертификация, хоть и организуется исключительно по желанию, но помогает в решении практических задач, особенно когда нужно доказать надлежащее качество оказываемых услуг.

erid: