Понятие сертификация услуг означает проведение оценки качества предоставляемого сервиса, его соответствия требованиям профильного стандарта. Процедура организуется по инициативе предпринимателей с целью укрепления имиджа компании и повышения ее конкурентоспособности на рынке.
До 2004 года для отдельных видов сервиса устанавливалось требование об обязательном оформлении сертификата. Однако теперь сертификационные процедуры для услуг проводятся только добровольно.
Для отдельных видов деятельности действует требование об обязательном лицензировании. Например, это правило распространяется:
Для гостиниц предусмотрена обязательная классификация. Предполагается выезд экспертной группы на место работы, по итогам оценочных мероприятий объекту размещения присваивается определенная звездность.
Есть процедуры - поддержка государства, субсидии и прочие, где сертификат входит в список необходимых документов и автоматом начинает носить обязательный характер, если заявитель заинтересован в этих мероприятиях. Например, чтоб стать членом СРО в сфере строительства, проектирования, изысканий, нужно получить на систему менеджмента качества предприятия сертификат ИСО 9001.
Еще сертификация требуется, если предприятие оформляет на свой товар разрешительную документацию, используя при этом следующие схемы:
Например, декларирование по схеме 6д проводится для продуктов питания массового производства. Чтобы использовать данную схему, предприятию необходимо предоставить сертификат ХАССП (ИСО 22000). Документ подтверждает, что в компании внедрена система менеджмента, которая базируется на принципах ХАССП. Это выявление и анализ рисков, установка контролируемых технологических операций, определение нормативных показателей для них и корректирующих действий, строгое соблюдение положений санитарии и гигиены и т.д.
Сертификация по схемам 2с, 6с, 8с реализуется только предприятиями, у которых имеется сертификат СМК ИСО 9001.
Детали оценочных мероприятий узнавайте на сайте центра https://rimtest.ru/, где про сертификат на услуги подробно расскажут эксперты.
Предприниматель проводит оценку соответствия услуг, чтобы получить конкурентные преимущества:
Оценка соответствия сервиса позволяет предприятию отнести себя к определенной категории: например, «премиум», «бизнес», «люкс» и т.д. Это актуально для гостиниц, заведений общепита, салонов красоты и т.д.
Добровольная оценка услуг проводится в соответствии с положениями 184-ФЗ от 27.12.2002. Предприятие вправе инициировать процедуру в рамках систем добровольной сертификации (СДС). Предполагается, что проверяется соответствия одно или нескольких видов сервиса, выбранных заявителем. В качестве эталона используется профильный ГОСТ или собственный стандарт компании – технические условия (ТУ).
Также предприятия вправе сертифицировать разработанную систему менеджмента по международным стандартам или их отечественным аналогам (ИСО 9001, 14001, 22000 и прочим). При этом подтверждается соответствие не конкретного сервиса, а всей модели управления.
Сертификат оформляется на срок 1-3 года. Документ выдает аккредитованный орган после проведения процедуры проверки. Последняя включает изучение документации и инспекцию предприятия, оценку квалификации персонала, оснащения фирмы и пр.
Вывод: Несмотря на добровольность процедуры, в ходе ведения бизнеса к ней часто приходится прибегать разным компаниям. Без сертификата не допускают к тендеру, не выдают субсидию или не подписывают контракт. Независимая сертификация, хоть и организуется исключительно по желанию, но помогает в решении практических задач, особенно когда нужно доказать надлежащее качество оказываемых услуг.